You are here: Home » Календарь » Широкая Масленица

Широкая Масленица

А.Черкашина. "Масленица", 2002

А.Черкашина. «Масленица», 2002

«Масленица… Я и теперь еще чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны — вызывает оно во мне; пылающие печи, синеватые волны чада в довольном гуле набравшегося люда, ухабистую снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоньи. Или с детства осталось во мне чудесное, непохожее ни на что другое, в ярких цветах и позолоте, что весело называлось — «масленица»? Она стояла на высоком прилавке в банях. На большом круглом прянике, — на блине? — от которого пахло медом — и клеем пахло! — с золочеными горками по краю, с дремучим лесом, где торчали на колышках медведи, волки и зайчики, — поднимались чудесные пышные цветы, похожие на розы, и все это блистало, обвитое золотою канителью… Чудесную эту «масленицу» устраивал старичок в Зарядье, какой-то Иван Егорыч. Умер неведомый Егорыч — и «масленицы» исчезли. Но живы они во мне». И. Шмелев «Лето Господне».
Масленица — традиционный народный праздник, сохранившийся с языческих времен. Празднуют Масленицу в течение недели, перед Великим постом. В древние времена этот праздник служил проводами зимы, а все обряды были залогом будущего богатого плодородного лета. Существует поговорка: «С себя хоть последнее продай, а Масленицу широко встречай». По стародавнему поверью, кто на масленую неделю не пойдет в люди, «себя показать, на других посмотреть», тот и нажитое в упадок приведет.
Название «масленица» возникло потому, что на этой неделе по православному обычаю мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты еще можно употреблять – вот и пекут масляные блины. В блинах как бы зарождалась сила солнца, земной дух вместе с ярым жаром. Поэтому же Масленицу называют Сырной неделей (Сырной седьмицей), каждый день которой имеет свое название, значение и обычаи.

Понедельник – «встреча».

Л. Соломаткин. Масленица

Л. Соломаткин. «Масленица».

Утро понедельника начиналось позже обычного – считалось, что для хорошего урожая льна нужно проспать как можно дольше. Торжественно встречали саму Масленицу – нарядное чучело выше человеческого роста, приплетали ей «долгую» — длинную соломенную косу с алой лентой. Все одевали свои самые лучшие наряды и несли разодетую по всей деревне. В этот день на площадях устраивали и раскатывали ледяные горки: чем дальше катятся салазки, чем громче шум и смех – тем лучше будет урожай. Катались на качелях – чем выше, тем больше вырастут растения на полях и в огородах. Дети ходили по домам, просили старую одежду, которую сжигали в небольших костерках – «масленках». Начинали печь блины, первый блин хозяйки всегда отдавали малоимущим на помин усопшим. На праздничный стол ставились, кроме блинов, пироги, оладьи, блюда из рыбы.

Вторник – «заигрыш».

Н. Е. Петров. Смотрины невесты. 1861

Н. Е. Петров. «Смотрины невесты». 1861

Во вторник проходили смотрины невест и каждая красавица старалась показать, какая она ловкая и умелая хозяйка – угостить гостей вкусными поджаристыми блинами. Если на смотринах присутствовал жених, то мать невесты преподносила ему горячего сбитня: выпил до дна – значит, понравилась невеста, если нет – девушка не произвела должного впечатления. И блины будущему мужу подавались не просто так, а с целью узнать его характер. Считалось, что блины с рыбной начинкой любят мужчины с ласковым нравом, с икрой предпочитают серьезные и хозяйственные женихи, с творогом – добрые, а со сметаной – те, кого жена сможет легко убедить в чем угодно. С сахаром предпочитают те, кто хочет, чтобы детей в семье было много, блины с маслом любят мужчины нежные, с вареньем – с легким характером. Для зазывания Масленицы произносили слова: «У нас горы снежные готовы и блины напечены — просим жаловать!». Мужчины выносили блины за ворота и просили каждого проходящего мимо отведать, хвалили свою хозяйку. Подавали блины нищим странникам.

Среда – «лакомка».

В этот день каждая хозяйка считала своим долгом накрыть богатый стол для родных и гостей. Зятья приходили «к теще на блины», те же демонстрировали свою любовь к родственникам и кулинарные умения, готовили пшеничные, овсяные, гречневые и другие варианты блинов. А после — «маслили» зятьям головы добрым советом на счастье.

Четверг – «разгуляй».

В. И. Суриков. Взятие снежного городка. 1891

В. И. Суриков. «Взятие снежного городка». 1891

Начиналась Широкая масленица – пора народных гуляний. Чтобы побыстрее спровадить зиму, устраивали катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелки вокруг города или деревни). Молодые мужчины сооружали снежные городки, которые нужно было оборонять от соперников, устраивали кулачные бои. Разводились костры, через которые люди прыгали, символически очищая свою душу. Пекли жаворонков из теста, «кликали солнышко». Часто в четверг отменялись все работы и гуляния продолжались с утра до глубокой ночи.

Пятница – «тещины вечера».

Сочивко Сергей. "Масленица"!.

Сочивко Сергей. «Масленица»!.

В этот день в гости к мужу дочери отправлялась теща, а зять должен был продемонстрировать свое доброе отношение к ней и ее родне – хорошенько угостить. Блины обязана была напечь молодая хозяйка без чьей-либо помощи.

Суббота – «золовкины поседелки».

Молодые невестки приглашали на блины золовок и других родственников мужа. Иногда незамужние девушки устраивали гадания на суженых, пекли «блинок для приворожки»: три щепотки сахарного песку толклись до бела в ступке, к сахару примешивали чуть-чуть перца и вся смесь всыпалась в половник с готовым блинным тестом. Приговаривалось при этом так: «Как я горю – пылаю, так и рабу Божьему (имя) пылать. Сладко засобляю со своим житьем – бытьем раба Божьего (имя) равного». Девушка раскаляла сковороду и тонкой струйкой лила тесто по часовой стрелке витками от края к середине и четко обозначая последней каплей «сердце» блина. «Приворотным» угощали того, кого хотели приворожить, верили, что отведав такого угощения, молодой человек тотчас «запылает» от ответной любви.

Воскресенье – «прощенный день».

С.Кожин. Масленица. "Проводы зимы. Россия XVII век", 2001

С.Кожин. Масленица. «Проводы зимы. Россия XVII век», 2001

В этот день просят прощение у родных, знакомых и незнакомых за нанесенные обиды, а потом провожают Масленицу – зиму, сжигая ее чучело. Мастерицы-рукодельницы и мастера-умельцы могут похвастаться своим умением и продать свои изделия на ярмарках. Шутники, балагуры, любители песен устраивали свои состязания, а сильные и ловкие – свое. Например, одной из самых популярных забав было лазанье по гладкому и высокому столбу за главным призом. Вечером поминали усопших, ходили на кладбища. Остатки масленичной еды сжигали, посуду тщательно мыли. Начинался Великий пост.

 

Ксения Кокорева

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *